Статьи

 
Статьи из номера 2:
Уроки психологии

Собеседование, интервью или психологическая дуэль…

Для человека, который вступает в деловую жизнь, открываются новые люди, новые места, новые задачи. Первое, с чем сталкивается «новобранец», – это собеседование при найме на работу. Одно из условий успешного прохождения собеседования – создание имиджа уверенного в себе человека, умеющего вести себя в обществе, не вызывая своими поступками недоумения и пренебрежительной улыбки.
Тяжело в учении, легко в бою
Основательная подготовка – важный этап успешного прохождения собеседования. Постарайтесь собрать информацию о компании, в которую вы едете, подготовьте вопросы, которые вы хотели бы задать. Еще раз внимательно посмотрите на свое резюме. У работодателя наверняка возникнут разные вопросы, и вы должны быть готовы к любым.
Научитесь давать два типа ответов:
1. ответы общего характера, которые пригодятся для интервью в любой организации;
2. ответы целевого характера, которые ориентированы на конкретного работодателя.
Заранее соберите все необходимые документы. Не забудьте захватить распечатку с вашим резюме, даже если вы ранее высылали его по электронной почте. Вы должны произвести впечатление человека, серьезно подготовившегося к разговору.
Теперь в чем приходить на собеседование? Забудьте о пике сезона, который вы обожаете. Заприте в шкаф привычные и любимые свитер и джинсы. Надеть можно только деловой костюм строгого цвета. Белая рубашка, галстук обязательны для мужчин так же, как чистая обувь, даже если вы пришли устраиваться водителем. Дамы тоже должны одеться по-деловому, но цвета могут быть мягче, чем черный и серый.
К барьеру…
Собеседование принято называть психологической дуэлью. Поэтому здесь важно все, каждая мелочь, вплоть до того, как вы открыли дверь в офис.
Начнем с того, что опаздывать на интервью – это смерти подобно. Как и любая другая деловая встреча, собеседование должно состояться строго в назначенное время.
Итак, вы пришли на собеседование…
Войти вы должны прямо, не поворачиваясь спиной, не стучась в дверь кабинета работодателя или кадровика. Улыбайтесь, но не по-идиотски, а приветливо. Не сутультесь, будьте уверенным в себе человеком.
Войдя, вы должны поздороваться и подать руку, даже если вы женщина. Садитесь на стул не строго напротив работодателя, а чуть сбоку.
Следите за своими руками: не щелкайте костяшками пальцев, не подпирайте подбородок руками, не чешите голову, не отворачивайтесь в сторону при беседе.
В ваших руках должны быть основные документы, фотографии, сертификаты, и другие важные бумаги, необходимые при найме на работу. Захватите с собой также ручку и блокнот, чтобы вы могли записывать вопросы, информацию, имена. Усаживаясь за стол, положите все необходимое перед собой.
Говорите четко и быстро, не надо «тянуть резину». Полезно не только отвечать, но и задавать встречные вопросы самому, чтобы показать, как вы заинтересованы именно в этой работе.
Далее вы начинаете рассказывать о себе. Не приукрашивайте свои возможности. Как правило, в процессе собеседования любые попытки преувеличения своих способностей будут разгаданы. Не откровенничайте, не занимайтесь самобичеванием.
Будьте готовы к сюрпризам в виде неожиданных вопросов. Это может быть обычный вопрос, заданный в неожиданной для вас форме. Ранее собранная информация о компании, в которой вы хотите получить место работы, поможет вам убедительно мотивировать стремление получить место именно в этой организации. Ваша цель – убедить кадровика в том, что он может рекомендовать вас на эту вакансию вышестоящему руководству.
Очень важно понять, что в центре любого собеседования эмоции интервьюера, а не ваши собственные. Внимательно слушайте, что говорит работодатель. Ни в коем случае не спорьте. Поддерживайте беседу, стараясь найти точки соприкосновения. Обычно вакансия достается тому соискателю, который не только компетентен в своей профессии, но и способен устанавливать хорошие контакты. Поэтому одна из основных задач соискателя – найти общий язык с работодателем, произвести на него благоприятное впечатление.
Собеседование – это официальная встреча. Поэтому ни в коем случае нельзя жевать жвачку или курить. Не трогайте предметы на столе, не обращайтесь к работодателю на «ты». Не спрашивайте о зарплате, отпуске и дополнительных льготах до тех пор, пока не получите предложение занять желаемое место. Подготовьтесь к тому, что вас могут вызвать на собеседование еще раз.
В конце беседы уточните сроки, когда вам можно ожидать решения об утверждении вашей кандидатуры в должности, если это не произойдет сразу. И не забудьте попрощаться и поблагодарить работодателя за беседу.
P.S. в назидание
Все правила, безусловно, хороши, но ни одно не обеспечит вам стопроцентного попадания в цель. Помните, что все зависит только от вас. Боритесь и будьте победителем психологической дуэли!

Елена Борисова