Статьи

 
Статьи из номера 2:

Соискателю на заметку


Коллектив: чтение по ролям

Все мы играем роли: кто – главные, кто – второго плана. Коллектив – пьеса сложная, в ней много ролей.
И важно понять, кто кого играет. Тогда проще строить отношения, добиваться нужных целей, проще избегать ошибок.
«Лидеры»
Лидер – это не обязательно ваш начальник. Это тот, кто способен влиять на других. Он организовывает процессы, принимает решения и несет ответственность. Бывают лидеры формальные и неформальные. Ваш начальник – формальный лидер, как говорят, «согласно штатному расписанию». Неформальный лидер не занимает административных должностей, но, тем не менее, влияет на коллектив. Его влияние может быть положительным или отрицательным. Но главное, он организует вокруг себя людей, формирует общественное мнение и психологический климат.
«Старая гвардия»
Те, кто работают в компании почти с основания и многое для нее сделали. Отождествляют себя с фирмой и «старой командой». Покинуть компанию для них – все равно что эмигрировать. Такие люди часто на особом положении: у них значительно выше зарплата, больше бонусов и привилегий. Окружающие воспринимают их как неотъемлемую часть компании и признают их высокий статус. Их роль в сохранении уникального корпоративного опыта и традиций. «Гвардейцы» могут быть прекрасными советниками и наставниками. А могут драться с «молодой порослью» за власть, или спокойно почивать на лаврах. В любом случае, это привилегированные войска.
«Золотой запас»
Это те 20 процентов сотрудников, от которых зависит 80 процентов успеха фирмы. Это опытные профессионалы, креативщики и просто одаренные люди. «Золотой запас» – костяк компании и носители корпоративной культуры. Они лояльны и разделяют ценности компании. Такие люди работают с полной самоотдачей, их деятельность наполнена смыслом, они испытывают искренний интерес к своей работе и к профессии. Представители этого типа могут занимать самые разные должности, но главное, что их объединяет, – это стремление к профессиональному росту и постоянное движение вперед.
«Честные труженики»
Замечательные, но пассивные исполнители. Работают на совесть. Без интереса и азарта, но честно. Их не интересуют результаты компании в целом, а только конкретный участок работы – тот, за который они отвечают. Если вы работаете до шести, то ровно в шесть они потянутся к выходу - они все сделали. А если что-то не успели, останутся и доделают. На них можно положиться, и их не нужно подгонять. Для этого типа важны уровень зарплаты, соцпакет, комфортные условия труда. Также «честные труженики» рады хорошему коллективу и лояльному руководителю.
«Тусовщики»
Такие люди приходят в компанию не зарабатывать деньги, а получать их. Им важно общение и признание. «Тусовщики» любят поболтать. Они с удовольствием обсудят с вами все, что придет в голову, лишь бы тема разговора не относилась к работе. Выкурят с Вами сигаретку, опять же за светской беседой. Работа их отвлекает. Они выполняют свои обязанности по минимуму и за максимальное время. При этом умеют создать видимость страшной загруженности. «Тусовщики» способны работать под жестким контролем и страхом наказания. Им можно смело поручать ту работу, на которую не согласятся другие. Сотрудники, относящиеся к данному типу, общаются с себе подобными, потому что у других нет на это времени.
«Коммуникаторы»
«Коммуникаторы» могут работать в разных подразделениях и на разных уровнях. Их роль – выполнять связующую функцию между людьми и между группировками. Они выступают в роли «мостов» между конфликтующими сторонами, в роли опекающих «мамочек» для новых сотрудников, или в качестве «жилетки» для потерпевших неудачу.
«Коммуникаторы» – позитивные и общительные люди. Их сразу видно: если такой человек идет по коридору, коллеги будут непременно обращаться к нему с вопросами и репликами. Коммуникаторов не надо путать с «тусовщиками». Если «тусовщик» общается ради собственного удовольствия, «коммуникатор» – ради общего дела.
«Недовольные»
Это люди, которые по каким-либо причинам не удовлетворены работой в компании. Они разочарованы в самой работе и в компании в целом. Чтобы уволиться, им не хватает сил, решимости или профессиональных компетенций. Они часто бывают подавлены, пассивны, работают «спустя рукава». Уже с утра выглядят уставшими и раздраженными. Скептически относятся к решениям руководства. В беседах с коллегами высказывают много критики в адрес компании, но эта критика не конструктивна. «Недовольные» не готовы исправлять ситуацию, которую они осуждают. Общество «недовольных» опасно. Такие люди легко распространяют негативные эмоции, и позитивно настроенные коллеги вдруг начинают во всем видеть недостатки.

Наталья Ткачук