Статьи

 
Статьи из номера 1:

Огонь, вода и медные трубы.

Чтобы быть естественным, нужно уметь притворяться.
Оскар Уайльд

Наконец-то после долгих поисков вы нашли новое место работы и, конечно же, возлагаете на него большие надежды. Элегантный костюм, улыбка, блеск в глазах – вы вооружены и настроены решительно. Давно известна истина: «случается то, чего ждешь». Несмотря на это многие готовятся к военным действиям с еще неизвестными будущими коллегами. Взглянув на ситуацию более внимательно, новичок обнаружит сразу несколько расставленных на пути «ловушек». Самых распространенных – шесть. Их и рассмотрим.

Затишье перед бурей
Как правило, в первые дни стахановских результатов от вас требовать не будут. Однако рано списывать этот день со счетов. Внимательность, такт и пара советов в кармане – вот важные слагаемые продолжительной карьеры в новой компании. Наблюдайте! Сориентируйтесь относительно того, кто есть кто в вашем отделе и действуйте соответственно выводам.

Вражеский лагерь
С первого же дня может быть ощущение, что все вокруг шипят и воспринимают вас в штыки. Не настраивайтесь негативно – скорее всего, впечатление обманчиво. Возможно, сработал эффект зеркала: например, войдя в помещение, вы были сосредоточены и обеспокоены. Мысли тут же отразились на лице. А окружающие почувствовали ваши ощущения и «откликнулись» таким же напряжением. В новом коллективе многое происходит на уровне подсознания. Так что не допускайте негатива даже в мыслях! А в ответ на хмурые лица своих новых сослуживцев улыбнитесь.

Мандраж
К сожалению, на практике лишь очень немногие люди способны спокойно провести первые дни на новой работе. И хотя это вполне оправданно, так как, по мнению психологов, смена работы – один из самых сильнейших стрессов, очень часто наши переживания гораздо страшнее самих ожидаемых событий. Быть новичком в этом случае значит примерно тоже, что войти в мутную реку – никогда не знаешь, что может случиться: тебя может не принять команда, можешь ошибиться в оценке собственных возможностей. Справиться со страхом поможет…ваша работа! Постарайтесь сразу получить задание и активно включайтесь в производственный процесс.

То не эдак, сё не так
Как вы относитесь к критике? Наберитесь терпения и научитесь ее «есть» с аппетитом. Проанализируйте, что вы делаете не так. Понятно, что людей, знающих весь процесс от и до, раздражает ваша медлительность и ошибки из-за недостатка опыта. Простите их великодушно, они просто забыли, какими были сами, когда только пришли сюда. А может это проверка? Не удержался – падай. Кстати, такую потогонную систему использовали многие великие руководители – Билл Гейтс, Руперт Мердок, Эндрю Карнеги и автомобильный магнат Генри Форд.

Бойтесь данайцев, дары приносящих...
Пожалуй, больше всего промахов новички допускают, неуверенно плавая среди старожил и, зачастую, смешивая эмоциональные отношения с деловыми. Ваши, на первый взгляд, любезные споры, панибратские шуточки или «дружеские» замечания – таким эмоциональным коктейлем несложно отравить даже самые теплые отношения, и ваши отговорки «я хотел как лучше» не станут противоядием.

Тише едешь – дальше будешь
Проявляя в первый же день профессиональное рвение – вы совершаете глупейшую ошибку! Поверьте, от нового сотрудника не ждут ничего сверхъестественного: ни свежих решений, ни «полета» фантазии. А для большинства начальников молодой сотрудник, прежде всего, хороший исполнитель. Не смириться с этой ролью на первые несколько месяцев – значит превратить гладкую карьерную дорожку в извилистую лесную тропку. Даже скучную, монотонную работу стоит воспринимать с радостью – иначе, как вы докажете руководителю свое упорство, настойчивость и целеустремленность?
По хозяину и кафтан
Во многом процесс вашего «вживания» в коллектив будет зависеть от кадровой политики самой компании.
«Основная задача дать новичку почувствовать семейное отношение к нему в компании. Тогда и ему в свою очередь захочется относиться к работе надежно и тепло, как к чему-то родному, домашнему», – делится тайнами кадрового сервиса Доброгаева Анастасия, специалист КЦ Manpower
«Увы, мне доводилось устраиваться в компании с непредсказуемой корпоративной культурой. Такими же непредсказуемыми становились и первые дни на работе», – делает выводы Владимир Сергиенко, дизайнер-соискатель.
Традиционных форм кадровой политики всего четыре. Определив еще в процессе собеседования стиль именно вашей будущей компании, вы заранее избавите себя от многих непредвиденных трудностей.
Стиль свободный. Отсутствие кадровой политики – введение в должность стихийное: все происходит как бы само собой (какими окажутся результаты – неизвестно). Так же неожиданны могут быть и реакции на вас.
Выход: поэтапно планируйте ваши действия, старайтесь не паниковать и не поддаваться на провокации.
Стиль спартанский. Новичку не только не облегчают процесс вхождения в новый коллектив, но и специально создают трудности, т.е. адаптация по принципу «выплыл – молодец, утонул – твои проблемы»; зато выжившим в таких условиях уже ничего не страшно (если они, конечно, не предпочтут другую работу).
Выход: приняв условия, вам остается только, как можно точнее выполнять инструкции и стараться избегать спорных ситуаций.
Стиль «Берем суперкадры». Компания принимает на работу высококлассных специалистов и ждет максимальной отдачи. Трудности начинаются если «суперкадр», то есть вы, предпочитает солировать. С «хоровым пением» возникнут нешуточные проблемы.
Выход: не переходите границы дозволеного и попросту не зазнавайтесь.
Стиль садовников. Основной состав компании – молодые специалисты. Новичков обучают всему тому, что требуется знать. Отличный способ для того, кто действительно начинает «с нуля» – старт будет интересным и перспективным. Гораздо сложнее тем, кто приобрел достаточно солидный профессиональный опыт. Переучиваться – тоже, что ходить на две работы одновременно.
Выход: подбирайте стиль соответственно своей квалификации.
Сила притяжения
Выпутываясь из замысловатых сетей корпоративной субординации и ловко минуя все ловушки, не забудьте о собственной роли и о том, зачем, собственно, пришли. Вот несколько общих советов, которые помогут пережить этот день, и, пожалуй, весь первый месяц:
Шесть способов расположить к себе людей за 1 день (Д. Карнеги)

• Если вы хотите располагать к себе людей:
Проявляйте искренний интерес к другим людям!
• Если вы не знаете, как поступить:
Вместо ответа – улыбнитесь и возьмите тайм-реванш.
• Если вы стремитесь стать хорошим собеседником:
Станьте, прежде всего, хорошим слушателем. Говорящий с вами коллега в сотни раз более интересуется собой, чем вашими делами. А потому в первый день задавайте только такие вопросы, на которые собеседник ответит с удовольствием.
• Если хотите, что бы ваше мнение ценили:
Называйте всех по имени. Для каждого звук собственного имени самый сладкий и важный звук.
• Если хотите вызвать доверие:
Общаясь, дайте почувствовать собеседнику его значительность и постарайтесь, чтобы это выглядело искренне. Опасно, если ваше усердие превратиться в банальную лесть – вы навсегда рискуете потерять доверие коллег.

Молчаливый диалог

«Язык дан нам для того, чтобы скрывать свои мысли»

А вот именно мысли новых коллег нам бы очень хотелось прочесть. Есть нетрудный способ научиться это делать. В первый рабочий день приготовьтесь к тому, что вам придется непривычно много слушать и…говорить! Даже если вам все это порядком не нравится. Во время беседы постарайтесь выглядеть внимательным слушателем. Это достигается при помощи секретного языка жестов и приемов:
• не сутультесь, но и не стойте по стойке смирно – зеркально примите позу того, с кем общаетесь;
• не складывайте руки на груди;
• не смотрите, как другие люди перемещаются по комнате, в то время как кто-то говорит с вами;
• не переполняйте свой разговор непонятными и загадочными словами, говорите коротко, глядя не в глаза (явная агрессия), а на нос собеседника.
• если чувствуете, что обстановка напряжена – перетяните внимание с помощью смены места. Передвигайтесь!
• следите не за головой, а за ногами собеседника. Голова повернута к вам, а тело и ноги указывают в противоположную от вас сторону? Этот поворот – истинное направление мыслей.
• располагайте корпус под прямым углом к собеседнику, «вписываясь» в треугольник с важными для него объектами. Это превосходное положение, при котором вы снимаете с себя всякое давление и повышаете свой статус.
• заинтересовавшись, человек нередко начинает вертеть предмет, который в данный момент окажется в руке, – например, ручку или зажигалку. Наблюдайте!
• заметили, что руководитель скрестил на груди руки, или ноги под столом? Срочно пересмотрите то, что говорили или делали, так как это верные знаки того, что собеседник недоволен.

Пришел, увидел и ...остался.

Опытные и начитанные, вооруженные сотней полезных советов «бывалых воинов», вы все-таки неуверенно открываете карьерную дверь. Смелее! Не беда, если в первые дни что-то произошло не так, как вы того ожидали. Пока еще никто не отменял право на ошибку, а открытая улыбка и дружелюбная уверенность – только помогут преодолеть их с легкостью.
Екатерина Кошкина

 

Мнение эксперта

Малёшин Владимир Григорьевич, президент Учебного центра SuperJob

Хотелось бы сделать акцент читателя на следующие важные моменты, которые должны быть правилами поведения в первые дни работы в новой компании:

• Попросите руководителя представить вас коллективу.
• Запомните имя-отчество руководителей и коллег, входящих в круг делового общения.
• Будьте вежливым и корректным по отношению ко всем коллегам - второй возможности произвести хорошее первое впечатление уже не будет.
• Без критики воспринимайте особенности корпоративной культуры, правила и обычаи поведения в компании. Одевайтесь, как принято в компании.
• Узнайте о принятом времени ухода вечером после работы. Никогда не опаздывайте, даже если новые коллеги это себе позволяют.
• Не стесняйтесь спрашивать совета у своих коллег.
• Четко понимайте круг своих обязанностей, вникайте в суть проблем, выделяйте срочное и главное. Составьте план действий и согласуйте его с руководителем.
• Тщательно отнестись к выполнению первого поручения руководителя.
• Не ввязывайтесь во внутренние конфликты и «разборки» между сотрудниками, не выходите с первых дней со спорными инициативами.
• Не отрывайтесь от коллектива: вместе обедайте, принимайте участие в корпоративных мероприятиях.
• Не тратьте рабочее время на безделье или решение своих личных проблем.
• Будьте естественным и оставайтесь самим собой.

______________________________________________________________________

Алена Владимирская, руководитель проекта Работа@Mail.Ru
Первые рабочие дни в любой компании должны проходить под лозунгом «ничего не бойтеcь, но и не выпендривайтесь». В любом случае, вы еще мало что знаете о своем новом месте работы, к вам внимательно присматриваются (даже если со стороны возникает впечатление, что всем все равно), и необдуманный поступок, который простят человеку со стажем работы несколько месяцев и больше, для вас может стать роковым. Будьте вежливы, аккуратны, держите свое мнение при себе, но ни в коем случае не «прогибайтесь».
Прочитайте все о компании, что вам только удастся найти, узнайте историю вашей должности. Если есть кто-то, кто передает вам дела, узнайте от него максимум. Если дела передавать некому (или должность новая), соберите данные из открытых источников. В этом случае ваши первые рабочие дни пройдут намного проще и эффективнее, а вы произведете хорошее впечатление на окружающих.
Независимо от того, будет ли HR-департамент как-то информировать персонал о вашем появлении в компании, проявите инициативу и постарайтесь познакомиться со всеми, с кем вам хотя бы теоретически придется как-то взаимодействовать. При этом не надо сразу выкладывать новому «другу» подробности своей личной жизни и т.п. – лучше расскажите, какой у вас опыт, где работали до этого, зачем пришли, чего ждете от работы на новом месте и т.д.
Нет абсолютно никакой разницы, пришли ли вы на должность токаря или маркетолога, правила поведения в первые дни на новом месте работы всегда одни и те же.

______________________________________________________________________

Совет от экспертов портала Rabota.ru

Вы сменили работу. Нашли новое место в кризис — это повод за вас порадоваться. Но не стоит расслабляться. Важно сразу же включиться в рабочий ритм, наладить контакт с руководством и коллегами.
Во-первых, тщательно изучите должностную инструкцию и регламенты. Затем незамедлительно берите дело в свои руки. Кризис — это не время для неспешной раскачки.
Во-вторых, советуем сразу обзавестись «своим человеком» внутри коллектива. Знакомьтесь с людьми. Они помогут быстро адаптироваться. Сходят с Вами на бизнес-ланч, расскажут о гласных и негласных нормах корпоративной культуры компании и познакомят с «ключевыми людьми».

 

 

 

 
• Главная   • Карта сайта   • Контакты