Гостиничный сектор Франции в 2010 году

В мировом масштабе экономическая ситуация постепенно улучшается. Благодаря крепнущим экономикам развивающихся стран рост мирового ВВП к концу 2011 года должен составить 4,2 % против падения почти на 1 % в кризисном 2009. Благоприятные макроэкономические тенденции и выгодный курс евро по отношению к доллару вернули иностранных туристов на французский рынок, делая страну конкурентоспособным и привлекательным туристическим направлением.

Результаты лета 2010 года

Восстановление в гостиничном секторе страны идёт быстрее, чем ожидалось, отмечают специалисты CBRE.

За первые восемь месяцев 2010 года число ночёвок в отелях выросло на 2,4 % по сравнению с этим же периодом 2009. Наибольшее оживление произошло летом, когда занятость гостиниц и отелей вернулась на докризисный уровень. Однако в целом годовые показатели пока не восстановились. С января по август 2010 было совершено на 4,5 млн ночёвок меньше, чем в течение этого же периода в 2008; разница составляет чуть более 3 %.

Наиболее динамичное восстановление демонстрируют элитные отели в престижном Иль-де-Франс. Благодаря притоку французских клиентов и иностранных бизнесменов заполняемость гостиных домов в регионе возросла на 6 % по сравнению с показателями 2009 года.

Что касается бюджетного сегмента, то аналитики по-прежнему отмечают негативные тенденции. По сравнению с 2009 годом заполняемость отелей без звёзд снизилась на 0,5 %. Стóит отметить, что бюджетных отелей во Франции не так много, на них приходится всего 18 % всех совершённых ночёвок.

Эконом-сегмент очень сильно зависит от внутреннего спроса. Поскольку уровень безработицы в стране высокий, а покупательская способность населения ограничена, бюджеты французов остаются чувствительными к любым расходам. На время отдыха большое количество людей предпочитают арендовать жильё в более дешёвом частном секторе или выбирают кемпинг.

Ядро гостиничного сектора представлено двухзвёздочными отелями, на которых ложится основная нагрузка — около 40 % всех ночёвок. По данным CBRE, заполняемость в этом сегменте осталась без изменений. Самые впечатляющие результаты демонстрируют четырёхзвёздочные отели: за 2010 год число ночёвок возросло на 12,1 %.

Доходы отельеров также потянулись вверх. Лучшие показатели зафиксированы в сегменте трёх- и четырёхзвёздочных отелей, где рост доходов с номера увеличился на 7,9 и 6,5 % соответственно. Во время кризиса многие бизнесмены тратили средства на обновление своих заведений и сейчас, когда бизнес снова начал процветать, пожинают плоды своих вложений.

Читайте также  За год вторичное жилье во Франции подорожало на 3 %

В гостиничном секторе Парижа и Иль-де-Франс зарегистрирован двузначный рост доходности. Даже на окраинах французской столицы средняя доходность с номера в четырёхзвёздочном отеле выросла на 11,3 %. Несмотря на то, что такая динамика не характерна для провинции, результаты не так плохи: в городах Авиньон, Бордо, Дижон, Гренобль, Монпелье и Ницца показатели в элитном сегменте сопоставимы с парижскими.

Инвестиции

Общий объём инвестиций в гостиничный сектор Франции за первые девять месяцев 2010 года составил почти 600 млн евро, что на 100 млн больше, чем за аналогичный период 2009. Активность на рынке в летний сезон была высока, особенно в элитном сегменте.

В августе компания Alrov приобрела легендарный отель Lutetia за 150 млн евро. Израильские предприниматели намерены преобразовать Lutetia в гостиницу класса «люкс». Другую крупную сделку совершила Deka, которая приобрела гостиницу Marriott Renaissanse Paris Arc de Triomphe в самом центре Парижа за 114 млн евро. Здание, которое располагается в непосредственной близости от Елисейских Полей и Триумфальной арки, было куплено у французской группы Altarea Cogedim.

Некоторые крупные сделки ещё только предстоит заключить. Совместное предприятие Predica и Foncière des Murs подписало соглашение с французским гостиничным оператором Accor o покупке за 367 млн евро 48 отелей, расположенных во Франции, Бельгии и Германии.

На рынке доминируют в основном крупные игроки: инвестиционные компании и гостиничные сети. Неспециализированные иностранные фонды постепенно возвращаются на рынок, поскольку сейчас можно купить качественные и удобно расположенные объекты. Наученные горьким опытом 2008 года, частные инвесторы наиболее активны в среднем ценовом сегменте.

Поскольку приток свободных средств увеличился, большинство гостиничных сетей не спешат избавляться от своих активов по сниженным ценам и занимают выжидательную позицию.

Продажи недостроенных отелей остаются на низком уровне, во многом из-за нехватки подходящих предложений. Инвесторам всё ещё трудно финансировать новое строительство: в течение 2010 года новые объекты почти не выходили на рынок.

Улучшение результатов основной деятельности отелей способствует тому, что восстанавливается доверие инвесторов к гостиничному сектору. Тем не менее, даже крупные корпорации ведут себя осторожно: зачастую подписываемые арендные контракты не включают операционные риски.

Читайте также  Во Франции растет стоимость аренды студенческого жилья

Невысокая покупательская активность заставляет потенциальных продавцов возвращаться на рынок, что сокращает дефицит предложения. Учитывая перечисленные обстоятельства, можно предположить, что восстановление инвестиций в полном объёме произойдёт не так быстро.