Ультраправые и исламисты ищут «козлов отпущения»
Сложившаяся на планете турбулентная ситуация из-за пандемии коронавируса способствует и будет способствовать активности разномастных экстремистов – от джихадистов до ультраправых. «Благо», чувство всеобщей растерянности, рост недоверия между людьми, всплески ксенофобских выходок и дискриминации «чужих», создает питательную среду для распространения человеконенавистнических взглядов. В понедельник, 20 апреля, в Тель-Авиве был обнародован доклад о ситуации с антисемитизмом в мире, оказавшемся во власти коронавирусного кошмара.
фото: AP
В начале апреля помощник директор по безопасности инфраструктуры Министерства внутренней безопасности США Брайан Харрелл констатировал, что на фоне разворачивающегося коронавирусного кризиса в Интернете растет количество высказываний, призванных поощрять насилие или использовать сложившуюся ситуацию в качестве предлога для распространения ненависти
В то время, как радикальные исламисты рассматривают коронавирус как посланное Богом наказание «язычникам» и «неверным», западные крайне правые деятели винят в создавшейся трудной ситуации некие злокозненные силы – от собственных правительств, неспособных справиться с кризисом, до Китая и евреев, изображая в качестве «козлов отпущения» иммигрантов, представителей других рас. Все это потенциально несет огромную опасность не только сейчас, но и в будущем.
Представляя в Тель-Авивской университете доклад о ситуации с антисемитизмом, президент Европейского еврейского конгресса и Фонда «Всемирный форум памяти Холокоста» Вячеслав Моше Кантор не обошел стороной проблемы, порожденные пандемией коронавируса.
Люди оказались вынуждены жить в условиях изоляции, при этом растет безработица – на таком фоне многие склонны искать упрощённые решения и виноватых. Возникшими на этой волне страхи перед заболеванием и социально-экономическими последствиями активно пользуются экстремисты и популисты всех мастей, распространяющие идеи расизма, антисемитизма и ксенофобии.
По словам Кантора, с начала вспышки коронавируса значительно чаще стали звучать обвинения в адрес евреев, которые якобы стоят за распространением вируса или напрямую наживаются на сложившейся ситуации. Налицо возвращение традиционных, классических стереотипов, схожих со средневековыми кровавыми наветами. Среди тех, кто распространяет – прежде всего через интернет – в эти дни подобные конспирологические теории, – не только маргиналы из числа экстремистски настроенной публики, но и политические и религиозные лидеры, журналисты, учёные, деятели искусств и т.д.
На фоне распространения коронавируса крайне правые активисты доходят в своей ненависти до призывов распространять COVID-19 среди евреев. (А в США наряду с этим в ультраправых чатах ведутся разговоры о том, что то же самое надо делать и в отношении чернокожих).
«Распространение экстремизма, теорий заговора и ксенофобии, – утверждает президент Европейского еврейского конгресса, – происходит именно в то время, когда многие еврейские общины по всему миру ощущают растущую опасность».
В прошлом году был зафиксирован серьезный рост числа антисемитских инцидентов с применением насилия – на 18% (и это максимальный уровень с 2014 года). Всего в мире было зарегистрировано 456 серьёзных антисемитских инцидентов с применением насилия. В результате таких преступлений погибли семь человек.
Согласно докладу, по количеству серьезных насильственных антисемитских инцидентов в мире лидирует Великобритания (122), на втором месте находятся Соединенные Штаты (111, причем в США распространение получает новое явление – растет число насильственных актов антисемитизма в форме вдохновлённых идеологиями правого толка массовых расстрелов с большим количеством жертв), третье место делят Франция и Германия (по 41). Одним из самых ярких примеров такого насилия стало нападение ультраправого экстремиста на синагогу в немецком городе Галле в праздник Йом-Кипур в октябре прошлого года. Нападавший, гражданин Германии Штефан Баллиет, вдохновлялся примером австралийца Брентона Тарранта, устроившего бойню в двух мечетях в новозеландском Крайстчёрче.
Читайте также: Пандемия подозрительности: почему иностранцы сталкиваются в Китае с дискриминацией