Внутренний мир больших политиков
Президент США Трамп заявил: «8 мая 1945 года Америка и Великобритания одержали победу над нацизмом!».
Заявление бесконечно глупое. Это первый президент Америки (и вероятно, последний), который говоря о Победе 1945 года, не назвал Советский Союз, а заодно и Францию, Канаду и др.
фото: kremlin.ru
Русская поговорка гласит: «На обиженных умом не обижаются». Но на глупые и оскорбительные слова Трампа немедленно обиделись у нас очень многие: депутаты, сенаторы, телеведущие и лицо Министерства иностранных дел — Мария Захарова. Такая у них работа.
Слова Трампа ничего не могут изменить в мировой истории и даже в американских школьных учебниках. Разумная часть населения Америки воспринимает президента как человека наглого, бесстыжего, лживого. И это мнение там за годы его правления не изменилось в лучшую сторону.
А у нас единственное, что стоило бы по этому поводу сказать: застрелитесь, депутаты Государственной думы, которые стоя аплодировали, когда стало известно, что Трамп победил на выборах. Они тогда забыли другую русскую поговорку: «Лучше с умным потерять, чем с дураком найти».
Наша жизнь, слава богу, не зависит от Трампа; и вообще, что может нам сделать человек, которому осталось максимум 4 года. Нашу жизнь определяет не президент Америки, а президент России.
Только что Путин дал интервью, где сказал, что российской национальной идеей является патриотизм.
ПУТИН. Патриотизм заключается в том, чтобы посвятить себя развитию страны, её движению вперёд. А это совсем не значит, что нужно всё время хвататься только за наше героическое прошлое. Нужно смотреть в наше не менее героическое и успешное будущее.
Нам очень давно и много раз обещали светлое будущее. Мы уже в нём или оно пока ещё впереди? Или оно у нас уже позади, а мы не заметили? Если впереди светлое будущее, значит, позади тёмное прошлое, но так думать не годится.
Путин сказал про наше героическое прошлое. Но какое наше прошлое он называет героическим? Брежневское? Андроповское? Черненковское? Горбачёвское? Ельцинское? Или речь опять о победах над половцами и печенегами? В памяти людей героическое прошлое одно: 1941—1945. Разве что ещё Отечественная война 1812 года. Не может быть, чтобы президент называл героическими эпизодами нашей истории коллективизацию, Большой Террор…
Прошлое, конечно, можно толковать как угодно; называть тёмным или светлым, но оно не меняется. Что было — то было. Не так важна президентская оценка минувшего, важнее перспектива.
Он пообещал героическое будущее. А где нужен героизм? Не единичный (в полынью за тонущим ребёнком или в горящий дом), а массовый, который обещан всей стране.
Массовый всенародный героизм нужен только на войне. Он нужен только в тяжёлые времена, в безвыходных обстоятельствах. Героизм обязательно требует жертв.
…В декабре 1934 года, когда людей уже расстреливали пачками, вышел на экраны знаменитый фильм «Весёлые ребята». Их песню подхватила вся страна:
Нам песня строить и жить помогает,
Она на крыльях к победе ведёт,
И тот, кто с песней по жизни шагает,
Тот никогда и нигде не пропадёт!
И если враг нашу радость живую
Отнять захочет в упорном бою,
Тогда мы песню споем боевую
И встанем грудью за Родину свою!
Мы все добудем, поймем и откроем:
Холодный полюс и свод голубой.
Когда страна быть прикажет героем,
У нас героем становится любой!
Это удивительная фраза: «Когда страна прикажет, у нас героем становится любой». Не так-то просто — стать героем по приказу. И что значит «страна прикажет»? Страна (леса, поля и реки, деревни и города, крестьяне, инженеры, врачи и учителя) ничего такого никогда не приказывает. Приказывает власть, которая идентифицирует себя со страной. Император ли это или генеральный секретарь, или президент — они всё-таки люди. Приказывать могут, а страной не являются.
Вот и подумаем, какое утверждение нам ближе: «Когда страна прикажет быть героем, у нас героем становится любой» или «Несчастна та страна, которая нуждается в героях»? Это в те же 1930-е годы написал большой друг Советского Союза Бертольт Брехт. Ему пришлось покинуть Родину, когда власть приказала немцам стать героями. Начиная с мая 1945 года ничего такого им больше не приказывают.