Чтобы достичь заснеженной целины, бойцам потребовалось 4 минуты
Арктические широты, высота 10 километров, нижняя граница стратосферы, парашютные системы спецназначения, целая группа российских десантников, — таких прыжков не совершал еще никто в мире. Десантирование проходило с самолетов Ил-76 в район архипелага Земля Франца Иосифа. Чтобы достичь заснеженной целины, бойцам потребовалось 4 минуты.
Фото: Минобороны.
Прокомментировать это событие мы попросили заместителя председателя центрального Совета десантников России Анатолия Буя.
-Это, конечно, уникальное событие. До ВДВ России такого не совершал никто — ни в одной стране мира. Тут все было экстремальное, и арктические условия, и высота. Групповое, массовое десантирование у нас происходит преимущественно с высоты 400, либо 800 метров, — говорит Анатолий Филиппович Буй. — А прыжки с 10 тысяч метров всегда считались экспериментальными, температура там достигает минус 60 градусов. Такие прыжки выполняли специалисты. Это серьезная нагрузка на организм. А теперь с 10 километров спустился массовый десант. 10 тысяч метров — это нижняя граница стратосферы. Произошедшее можно сравнить по значимости с таким событием, как первое десантирование экипажа внутри боевой машины десанта (БМД-1). Ни одна армия мира до сих пор не освоила этот способ десантирования. (Идея принадлежала легендарному командующему ВДВ генералу армии Василию Маргелову. Был использован комплекс «Кентавр». На его первую его «объездку» генерал отправил своего сына, Александра Маргелова, которого стали называть «космонавтом ВДВ». – Авт.)
-Сколько российских десантников могло входить в группу, которая десантировалась в Арктике с 10 километров?
-В военно – транспортном самолете Ил – 76 – четыре лавки, на каждой из которых может разместится 20 десантников. В зависимости от комплектации, от загрузки, могли десантироваться от 60 до 80 человек. С ними могли десантировать также какие – то грузы.
-Сообщается, что у бойцов было особое кислородное и навигационное оборудование, созданное специально для арктических условий.
-Это понятно, чем выше от земли, тем меньше кислорода. Я помню, как в советское время мы перелетали из Тулы в Кировобад, в Азербайджан, где должны были состояться учения. Кабина военно – транспортного самолета Ан – 12 была негерметичная. И на высоте 5 километров, когда мы преодолевали Главный Кавказский хребет, нам было довольно сложно. Что касается десантирования с высоты 10 километров, то там требуется особое кислородное оборудование.
-С какой максимальной высоты вам довелось совершать прыжок с парашютом?
-Я прыгал с высоты 4, 5 километра с задержкой в 30 секунд. А с минимальной высоты – это со 150 метров.
-Какое практическое применение могут иметь такие арктические, высотные прыжки в реальной боевой обстановке?
-Например, когда надо ввести в заблуждение противника. 10 тысяч метров — это стандартная высота для полетов самолетов гражданской авиации. Самолеты пролетели и мимоходом что – то из них выпало. А в итоге на земле оказалось сильное, хорошо подготовленное подразделение.