Эксперт раскритиковал авиапром за отсутствие самолета на замену Ту-134

Военные вынуждены эксплуатаировать 40-летние транспортники

Недавно СМИ со ссылкой на свои источники сообщили о том, что Минобороны России продолжит эксплуатировать пассажирские самолеты Ту-134 до 2033 года. Все бы ничего, если не вспомнить, что Ту-134 разработаны советским авиапромом в начале 60-х(!) годов прошлого века. Почему же звезда 60-х так надолго задержался в строю? «МК» спросил об этом эксперта.

фото: Ольга Шуклина

Пассажирский самолет Ту-134, рассчитанный на перевозку 80 человек, выпускался на Харьковском авиазаводе до 1984 года. Были попытки возобновить его производство в России, на Саратовском авиазаводе. Но проект оказался убыточным и был закрыт.

Ту-134 прошел несколько модернизаций. Но до уровня современные лайнеров по показателям надежности, безопасности, экономичности и комфортности явно не дотягивал. В прошлом году последний гражданский самолет Ту-134 совершил символический последний рейс. Почему же военным придется летать на этих машинах еще 13 лет?

Мало того, что самолет не первой свежести. Он рассчитан на полеты на короткие расстояния. Чтобы на таком самолете долететь, например, от подмосковного военного аэродрома Чкаловский до Владивостока потребуется четыре промежуточных посадки для дозаправки. Пассажирский салон тоже несет отпечаток стандартов комфорта 60-х годов.

В военном авиапарке несколько десятков таких самолетов. Они используются для перевозки руководящего состава, инспекционных групп, для доставки военнослужащих на военные базы за рубежом и обратно.

Оказывается, заменить Ту-134 российским военным пока нечем. Вроде бы, есть «Сухой суперджет». Но дело в том, что этот самолет процентов на 90 состоит из импортных деталей, включая авиационные двигатели, основная часть которых сделана во Франции. Но военным запрещено использовать технику, в которой преобладают импортные комплектующие.

В свое время на замену Ту-134 был разработан проект самолета Ту-334. Но его благополучно угробили в пользу самолета «Сухой суперджет».

Читайте также  Трамп лишает Россию героического прошлого, а Путин обещает героическое будущее

Вот что сказал «МК» по этому поводу член высшего совета «Сильной России», Герой РФ, бывший летчик-испытатель Анатолий Кнышов:

-Этим самолетам Ту-134 по 40-50 лет. Они в свое время себя хорошо зарекомендовали. Были востребованы, удобны в эксплуатации. Но техника идет вперед. Нужно выводить, конечно, из эксплуатации. На них старое аналоговое бортовое радиоэлектронное оборудование. Ресурс Ту-134 давным-давно использован. Несколько раз продлевался. Два-три раза продлить можно, но дальше надо капитальный ремонт делать. Да и само производство этих самолетов, видимо, уже не существует. База технической поддержки тоже уже не современная.

По словам эксперта, любое воздушное судно, которое создается для перевозки людей, рассчитано, максимум, на 30 лет. Может, где-то в отсталых африканских странах, где жизнь человека не так ценится, рискуют летать на полувековых самолетах. А в развитых странах пассажирский самолет, выпущенный 7-10 лет назад, считается старым. Зачем же нам уподобляться отсталым?

-Нужно заменять новым самолетом, а заменять пока нечем, — говорит эксперт. Все ждали «Суперджет», а он показал себя не «супер». Почти весь из импортных деталей. Поэтому, думаю, будут заказы на наши, российские самолеты. Хотя, если честно, не известно, кому заказывать. Политики все чаще и чаще говорят, что нам необходимо восстанавливать свое производство. Та логика, которой руководствовались еще совсем недавно, типа – все есть за рубежом, а мы у них купим – не работает. Думаю, экономика и политика России после пандемии изменится в пользу отечественных конструкторов, разработчиков, которые смогут спроектировать необходимую технику.